10 лет со дня вступления в силу Киотского протокола

Понедельник, 16 февраля 2015 г.

Киотский протокол был принят в 1997 году на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в Киото. Однако вступление этого соглашения в силу было оговорено условием его ратификации не менее 55 странами, на долю которых приходилось, в совокупности, как минимум 55 процентов общих выбросов диоксида углерода (СО2) развитых стран в 1990 году. Т.к. крупнейший эмитент парниковых газов - США отказались от ратификации протокола, его вступление в силу зависело только от решения России, на долю которой приходилось более 17% выбросов. В законе о ратификации Киотского протокола было записано, что «решение о ратификации было принято после тщательного анализа всех факторов, в том числе с учетом значения Протокола для развития международного сотрудничества, а также с учетом того, что Протокол вступит в силу только при условии участия в нем Российской Федерации...» (Федеральный закон Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ). Символично, что закон о ратификации Киотского протокола был принят ровно через десять лет после закона о ратификации РКИК ООН - 4 ноября 2004 года.

 

Через 90 дней, 16 февраля 2005 года Киотский протокол вступил в силу и стал по-настоящему глобальным соглашением, объединяющим 191 страну и 1 организацию экономической интеграции (Евросоюз). Органом государственной власти, ответственным за обеспечение участия Российской Федерации в РКИК ООН и Киотском протоколе, является Росгидромет.

 

Протокол определил для развитых стран общую цель по снижению выбросов парниковых газов в первый период обязательств (2008-2012 гг.) на 5 % по сравнению с 1990 г. и конкретные цели по сокращению/стабилизации выбросов для каждой из стран. Кроме этого, соглашением вводились так называемые механизмы гибкости – экономические инструменты, стимулирующие снижение выбросов путем совместного осуществления проектов по сокращению выбросов развитыми и развивающимися странами, а также торговли квотами на выбросы.

 

Обязательством России, как страны с переходной экономикой, в первый период Киотского протокола была стабилизация выбросов на уровне, не превышающем уровень 1990 года. Обязательство было успешно выполнено: национальные выбросы в среднем были на уровне 66,5% установленного уровня. Причем низкий уровень выбросов обеспечивался в значительной степени за счет мер по снижению энергоемкости экономики. Темпы роста российского ВВП в период 1998-2012 гг. во много раз превышали рост выбросов парниковых газов. Ежегодные национальные доклады о кадастре антропогенных выбросов, подготовку которых осуществляет ФГБУ «ИГКЭ Росгидромета и РАН», содержат детальную информацию о тенденциях выбросов по годам и по секторам экономики.

 

Россия приняла участие и в реализации одного из механизмов гибкости Киотского протокола – проектах совместного осуществления в соответствии со статьей 6 Протокола. Всего за период 2010-2012 гг. было реализовано порядка 150 «киотских» проектов, направленных на утилизацию попутного нефтяного газа, улавливание и сжигание гидрофторуглерода-23 и гекcафторида серы, повышение энергоэффективности, энергосбережение, использование возобновляемых источников энергии и биотоплива - с общим потенциалом сокращения выбросов парниковых газов 384 329 912 тонн СО2-экв. Средства, полученные от реализации проектов реинвестировалась на экологически значимые цели.

 

По данным отчетных докладов экспертов РКИК ООН, обязательства стран в первый период Киотского протокола были выполнены. Окончательные итоги будут подведены в 2015 году.

 

Переговоры о втором периоде Киотского протокола стартовали еще в 2005 году, но окончательно условия второго периода были согласованы только в 2012 году. Однако, принципиальных изменений в условиях второго периода соглашения на 2013-2020 гг. не произошло: США по-прежнему остаются вне протокола, а ведущие развивающиеся страны не имеют обязательств по сокращению выбросов. В этой связи состав стран, имеющих обязательства по сокращению выбросов по протоколу изменился. Россия и ряд других стран отказались принимать на себя количественные обязательства по сокращению выбросов во втором периоде Киотского протокола.

 

Вместе с тем, Российская Федерация продолжает выполнение иных обязательств по протоколу, таких как предоставление национальной отчетности, реализация мер по снижению выбросов, адаптация к изменениям климата и др. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 752 утверждена национальная цель, лежащая за рамками международного соглашения - сокращение выбросов парниковых газов не менее, чем на 25% к 2020 году по отношению к уровню 1990 года.

 

Киотский прокол стал важным шагом в развитии глобального сотрудничества по предотвращению изменения климата, но, очевидно, недостаточным. В настоящее время переговорный процесс ООН по новому климатическому соглашению на период после 2020 года, находится в активной стадии и должен завершиться в декабре текущего года. Российскими приоритетами на переговорах являются участие в сокращении выбросов всех стран - ключевых эмитентов парниковых газов с адекватными их национальным обстоятельствам обязательствами, сопоставимость обязательств стран, учет роли лесов в поглощении СО2 из атмосферы.

 

Антропогенные выбросы парниковых газов в Российской Федерации, без учета сектора «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство» (Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990 – 2012 гг. Росгидромет, 2014 г.).

 

Источник: Сайт Гидрометцентра РФ

twitter.com facebook.com vkontakte.ru mail.ru livejournal.ru
Понедельник, 16 февраля 2015 г.
Рубрика: Новости Росгидромета
Просмотров: 2728
Подписаться на комментарии по RSS